Инновационные методы в организации дипломного проектирования
9 ноября 2012 года в Оренбургском филиале Академии труда и социальных отношений прошел методический семинар на тему «Инновационные методы в организации дипломного проектирования», который провел кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита академии труда и социальных отношений (г. Москва) Алексей Николаевич Яринич.
Формат семинара предполагал стратегическую ориентацию на инновационный характер организации дипломного проектирования студентов в рамках включенного в учебный план для студентов всех специальностей спецкурса «Организация дипломного проектирования», с акцентом на исследовательскую составляющую и максимальное участие студентов в практических занятиях, а также увеличение доли самостоятельной работы при условии индивидуального руководства. Отдельная инновационность была представлена через введения новой формы представления результатов дипломных работ, полученных студентами в ходе исследования. В данном случае предлагается кроме традиционного раздаточного материала, включающего в себя аналитические расчеты по основным экономическим показателям, представлять их в форме аналитической записки, включающей в себя основные результаты проведенного исследования с ссылками на конкретные страницы дипломной работы.
Спецкурс «Организация дипломного проектирования» представляет собой площадку для развития ключевых навыков, которыми должен овладеть студент для готовности к проведению самостоятельных исследовательских проектов (полного цикла или отдельных частей), которые станут базовой частью дипломной работы. Ранее приобщение студентов к выполнению основных частей теоретического и практического исследования позволяет преодолеть формальный подход к подготовке дипломной работы, когда логика и методология исследовательского проекта оказываются оторванными от формирования практических навыков и профессиональных компетенций.
В ходе выступления отмечалось, что спецкурс ориентирован на развитие у студентов мотивации к включению в реальные исследовательские проекты, переход от традиционных форм обучения к более современным форматам, базирующимся на совместной деятельности, решении общих задач, дискуссиях, диалогах. Спецкурс ориентирован в первую очередь на развитие у студентов исследовательских компетенций и соответствующих им практических навыков. Развитие исследовательской компоненты, как ведущего принципа обучения, рассматривается как наиболее адекватная форма профессионального образования, соответствующая новым принципам развития высшего профессионального образования. В соответствии с этим более половины учебных часов в предлагаемой модели спецкурса отводится на различные виды самостоятельной исследовательской работы студентов, который становится основной формой организации этой процесса обучения студентов.